Актуализирован и диптих «С королём и без короля». Две его части практически идентичны: в одном среди изобилия аппетитных, но несъедобных фруктов и ягод присутствует портрет правителя; в другом — место исчезнувшего портрета занимает зеркало, в котором отражается искусственный виноград.
Пропала и шкатулка — то ли аллюзия на сокровища нации, то ли на ящик Пандоры, то ли на иной, последний ящик?
Этот диптих и натюрморт «Stimorol — и в демоне Бог» выполнены в технике vario, которая позволяет изображению меняться в зависимости от ракурса наблюдения. На первый взгляд, перед нами классическая мемориальная композиция работы Чима да Конельяно с ликом святой. Перед ней можно медитировать, размышлять о том, что «во всём сущем - искра божья». Можно, согласившись, что «бог в деталях», заняться сопоставлением смыслов, выискивая их созвучия и противоречия: и тогда засушенный цветок из гербария и мёртвые стрекозы на основании «надгробия» напомнят о хрупкости и скоротечности жизни... Однако в какой-то момент, сделав шаг, чтобы лучше разглядеть детали, можно оказаться перед пустым чёрным полем, в углу которого уверенно и неумолимо белеют две подушечки жевательной резинки... И этим всё сказано: наступил закат, Касталия более не существует, игра окончена.
Во второй части выставки представлены современные чёрно-белые коллажи - то, к чему художник пришёл спустя двадцать лет от своих цветных, наполненных символами натюрмортов. Это движение от натюрморта к коллажу в творчестве Дмитрия Сироткина вполне закономерно: в процессе создания и натюрморта, и коллажа художник имеет возможность свободно перемещать незафиксированные объекты, меняя таким образом «угол зрения» на постановку. Художник стремится передать эту возможность и зрителю: в натюрмортах — благодаря эффекту vario, в коллажах — благодаря включению их в инсталляции, которые помогают нам менять не только «угол зрения», но и «оптику восприятия».
Добрые проказники-путти с плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца (Гаспаро Дициани. Олимп) в работе Дмитрия Сироткина превратились в мелкиххулиганов. Зазубривая новый алфавит сегодняшнего времени, они твердят: «а-бэ-3э». Представленные работы — часть проекта «Конец истории», который был показан в 2022 году в пространстве «Севкабель Порт».
Продолжая размышлять над тем, как мифологизированные события и образы далекого прошлого в одночасье становятся актуальными для нашего времени, в 2023 году художник создаёт инсталляцию «Протечка», которая была представлена на Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow.
В работе «Карта» из этого проекта сквозь барочный потолок истории в повседневную действительность «просачиваются» образы завоевательных походов - фрагменты гравюры «Раненый Пор перед Александром Македонским» (Жерар Одран по оригиналу Шарля Лебрена). В распластанном неевклидовом пространстве существуют обрывки топографических карт, по которым невозможно никуда прийти. Мир утратил стабильность, и всё смешалось.
Но сознание человека стремится к ясности, и мы спешим отойти от этой хаотичной, раздражающей работы, чтобы успокоить взгляд на предметах физического мира. Виднеющаяся из целлофана большая морская раковина, резной декор дворцового зеркала, гипсовая голова Лаокоона - некоторые из этих предметов художник использовал в своих работах. И вот мы погружаемся на следующий уровень взаимодействия с реальностью и обнаруживаем в одной из частей диптиха засыпанный жухлой травой череп, а рядом - мечи, в которых узнаётся реквизит из фильма «Трудно быть богом»...
Все знают, что земное существо бессильно в потугах заменить собой Всевышнего, тем не менее, каждая эпоха хранит память о таких безумцах... Но всё проходит, и остаются лишь образы. Из этих образов художники собирают натюрморты, коллажи и инсталляции - разгадывать их можно бесконечно.