Все, что мы звали личным,
Что копили, греша,
Время, считая лишним,
Как прибой с голыша,
Стачивает — то лаской,
То посредством резца -
Чтобы кончить цикладской
Вещью без черт лица.
Иосиф Бродский «Строфы»
Проект Дмитрия Сироткина показывает время в разных его ипостасях: время- художник, время разрушитель и, как ни странно, время-зритель. Набрасывая на здания патину старения, размывая геометрию их контуров, снабжая их изъянами и трещинами, время пишет портрет всеприятия и мудрости, синонимичных в нашем воображении долгожительству. При этом оно же, будучи последовательным, может уничтожать эти портреты – выступать инструментом окончательного распада или смены культурных эпох, превращаясь в безжалостный ластик, вместе со старыми зданиями лишая облик города прежней индивидуальности – скажем вслед за поэтом, личного опыта и обаяния. Наконец, в третьей ипостаси время играет роль внешнего наблюдателя, дарит желающим рефлексивную дистанцию, пропуск в метаизмерение – позволяя увидеть среду своего обитания как слитые воедино прошлое, настоящее и будущее. Просто увидеть и принять. Став, наконец, таким же мудрым, как само время.
Будучи в похожей позиции — наблюдателей проекта Дмитрия Сироткина — зададимся вопросами: вправе ли мы брать на себя функции времени, разрушая то, что не создавали? Если да, то кому из нас решать, что сохранить, а что стереть – архитекторам, чиновникам, бизнесменам? Кто из нас, взяв в руки ластик и склонившись над планом города, способен остаться художником и мудрецом?