Работа относится к серии тафтинговых ковров «Трогательное искусство», художницы из Украины Кати Чалой.
О серии:
Катя Чалая «Трогательное искусство»
Катя Чалая стоит у истоков паттернизма, там, где первоэлементы элементов сплетают изначальный узор. Паттерн-свойство нашего сознания, необходимое для ориентации в изначальном Хаосе, что бы выстраивать в нем некий Порядок, огранизованный по драмамтургическим законам. Восприятие связывает предметный ряд со смысловым, сознание выплетает событийную канву, результатом этой кропотливой работы, во временном протяжении, становится Ковер повествования.
Эти мифо-гобелены покрывают стены Лабиринта жизни, создавая иллюзию развернутой сценичности Бытия. Но все они по сути, только один расплетенный клубок Ариадны, катящийся как Колобок, с разницей прибавления ума и обретения функции проводника.
Мы создаем наш мир, чтобы не провалиться в Неизвестность, для защиты от бездны Хаоса, как мост Чинват, висящий над ней. Но мост быстро кончается, и мы покидаем свое творение, в большинстве своем, так и не узнав в мире собственное творение, отражение нашего внутреннего произвола. Что же остается ? Остаются именно ковры, вместилища несбыточной мечты и яркой светотени призрачного мира, в который верили в процессе воплощения, в путешествии по долгому Лабиринту.
Цель всякого искусства — плетение завесы Майи, создание иллюзии, столь прочной, что в ней можно жить. Принцип — плетение-повествовательность, образование сюжета в событийном ряду. Критерии повествовательности — содержательность, занимательность, увлекательность.
Остается выяснить — на каком языке должно вестись повествование искусства о жизни души?
Проблема в том, что современное искусство не образует отдельного языка пригодного для этих целей. Оно занято иллюстрированием логоцентрического дискурса, основанного на профанном знаковом языке. Инфо-язык бессознательного проэктируемый паттернистами, должен, пользуясь образной системой, передавать смысл, не прибегая к знаку. Для начала, необходимо установить периодическую систему смысловых элементов выраженных образным строем. Любая ситуация может быть описана картинкой, и это изначальная потребность психики предшествующая изобретению абстрактного знака, отчужденного от означаемого.
Катя Чалая создает элементы ковра, сигнальные, сюжетообразующие точки, некие «кванты смысла», где означающее неотделимо от означаемого, они органично спаяны в единый понятийный образ. По сути, это гравитационные (на самом первичном уровне — торсионные) установки, создающие связное смысловое поле в котором, путем алхимической возгонки, возможен переход событийности в повествовательность.
Трогательные объекты Чалой, потому и хочется потрогать, что они обладают притяжением, свойственным фундаментальным объектам. За пушистостью скрывается кристаллическая смысловая структура, воздействующая на сознание через бессознательное, где формируется инфо-паттерн — смысловое сообщение ассоциативного порядка, которое угадывается и не требует расшифровки.
Таким образом, творчество Кати Чалой можно отнести к самому раннему этапу формирования нового языка-инфо. Это архаика паттернизма. Но оно, помимо этих определений, еще и украшает нашу жизнь, создавая яркий, веселый и праздничный колорит. Оно из тех кого надо встречать по одежке, а провожать по уму.
__
Катя Чалая с юности лет занималась журналистикой, работала на телевидении и в печатной прессе. С 2004 по 2008 годы — участник «Группы Газа» (ТО Газгольдер), Москва.
2010 — Одесское биеннале современного искусства, сокуратор, Одесса. 2010 — «Те кто прошли в 2000-ые» (выставка молодых художников), галерея «М-17», Киев 2011 — «Инь» (женская выставка), галерея «М-17», Киев 2011 — «Пасьянс», совместно с Сергеем Ануфриевым, галерея Iragui, Москва 2011 — Ярмарка АРТ-Москва, ЦДХ, галерея Iragui, Москва
Участник проекта «Паттернизм искусство-будущего» Живет и работает в Одессе