9.04 — 25.05.2021

Санкт-Петербург, Севкабель Порт
St-Petersburg, Sevkabel Port

ULTIMUM ASTRUM*
*САМАЯ ДАЛЕКАЯ ЗВЕЗДА
Дмитрий Сироткин | Dmitry Sirotkin

выставка, инсталляция, фотография, объекты
exhibition, installation, photography, objects
“Мы не можем приказать штукатурке стать звездой.
Но мы в силах нарисовать на ней фреску со звёздами...”

Виктор Пелевин



Мечты о звёздах

Строгие, украшенные лепниной потолки старых кабинетов расселенных зданий, оставленные на произвол нового времени, – это помпезное, но ущербное наследие огромной империи, некогда призванное возвеличивать коммунальный уклад и политический строй, теперь уже лишенное своего сакрального могущества, застыло в небытии. Какие приметы надвигающегося времени смогут сообщить о его, нового времени, качестве – какими они будут? Насколько они окажутся считываемы и однозначны?

Перенесенные при помощи фотографии на массивные планшеты, белые полигоны поверхностей потолков, лепнина, провода электропроводки, лампочки в мельчайших подробностях, теряют объём – превращенные в архивный документ становятся лишь плоскостью, счищенной глиняной табличкой, подготовленной для новой записи.
Это чужой опыт, чужая культура – для неофита этот язык также плосок и непонятен.

Обреченная стать стаффажем, безразличной меблировкой для будущего, она принимает паразитирующий и продолжительный обряд инициации: зажжённые спички устремляются в покрытый лепниной потолок, превращая его в символ юношеского максимализма и противостояния назидательности старого.

Первый опыт стремления вверх. Дерзкая, романтическая юность низвергает консервативный родительский порядок. Она не признаёт его, не способна его понять, как невозможно до конца принять и перенять чужой опыт, – она не замечает его содержательной части. Мой опыт и ничей другой!

Распорядок дня, лестничные клетки, сетки расписаний и классных журналов, ограничения, сковывающие естественное и неутолимое стремление юношества к свободе, которую у него ещё никогда не было возможности выбирать.
Потолки лифтовых площадок, каморок, курилок, подвалов – скрытых и вынужденных пристанищ – покрываются созвездиями чёрных пятен, повторяющих реальные загороженные этими опостылевшими перекрытиями созвездия и символизируют не эту духоту, а скорее желание из нее вырваться

Драматически выстроенные портреты школьников с моделями космических ракет в руках отсылают к не столь далекому советскому прошлому. «Кем хочешь быть?» –«Космонавтом!» – единственно верный ответ любого тогдашнего мальчишки. А если всё не так благополучно? Если некому отвезти во дворец пионеров, остается курить на лестнице и жечь потолок. Но мы знаем, что часто именно эти трудные подростки, а не прилежные конформисты достигают успеха, делают важные открытия и двигают прогресс.

Символ свободолюбия и неприкаянности – пятна на потолке – становятся узнаваемым признаком перемен. Дмитрий Сироткин не первый, кто использует его в своей практике. Стараясь раскрыть тему протеста, преодоления и стремления к звёздам, в своём проекте автор и сам выступает с протестом. Сироткин, фотограф классической школы, бросает вызов привычному для него медиа, выходя за его границы. Он не стесняется этого, – это не капитуляция от неспособности высказаться в привычных выразительных средствах – он протестует и декларирует свой протест, чувствуя внутреннюю потребность к личной свободе.

Этот междисциплинарный проект использует широкий арсенал художественных средств – фотографию, скульптуру, видео. В нем автор размышляет над вопросами преемственности поколений, столкновения мировоззрений и систем ценностей.

Признаки разных эпох, социальных и культурных сред, части культурного кода, объединённые в одном произведении, задают новую остроту их восприятия, запускают нарративы ассоциативных связей, обращаясь к далекому и порой забытому опыту.

Оптика, которую предлагает использовать автор, гуманитарного характера. Чувства, с которыми он обращается к зрителю, возвышенны, но не высокопарны. Проект – художественная апроприация действительности, позволяющая, в разной степени от неё дистанцировавшись, переосмыслить её.

Николай Евдокимов

SOUND OFF
SOUND ON